Уж не знаю как для вас, а для меня эта тема очень и очень тяжёлая. Быть может потому что она не обошла стороной мою семью, а может просто для моего «воспалённого» мозга любая информация всегда приобретает визуальные образы, а может еще по каким причинам. Но блокада Ленинграда для меня одна из самых страшных страниц истории моего города. Я уже не в первый раз сажусь дописать отчёт (начало) и всякий раз его откладываю. Но ведь НАДО!
Ещё с самого детства я помню рассказы бабушки о войне. Да и не только бабушки. Многие из нас будучи в школе проходили на уроках истории. Смотрели фильмы, читали книжки. Даже посещали музеи. Но вот даже при всех моих знаниях о Великой Отечественной и о Блокаде Ленинграда, даже я нашёл для себя в этом музее нечто новое. Я вот лично был совершенно не в курсе, что дорогу жизни поддерживали и обслуживали не простые военные, но и водолазы, причем вплоть до того что зимой под льдом они строили опоры, чтобы лёд простоял как можно дольше. Прокладывали кабели электричества и связи. Поднимали затонувшие автомобили и корабли. Вы знали об этом? Лично я нет.
В минуты затишья слышались почти детские голоса и плачь, которые призывали своих матерей: «Мама, родненькая мамочка! Помоги!». Плакали и призывали своих матерей молоденькие красноармейцы, которым еле-еле исполнилось 18 лет, а некоторым было 17. На их призывы к матерям о помощи немцы открывали огонь на поражение. Обстрелянные и опытные бойцы говорили им громко: «Молчи! Убьют немцы! Радоваться должен, что ранен. В госпиталь попадешь – отдохнешь! А сейчас молчи, не двигайся!» До парнишек дошло, что мамы их далеко, и что нужно молчать и не двигаться, и, когда стемнеет, их вытащат с поля боя. А ведь мороз не меньше –20, и без движения, без перевязки, с большой потерей крови вынесет до вечера далеко не каждый. Но раненные бойцы с большим риском для своей жизни ползли к этим мальчишкам и так же по пластунски пытались вытащить их с поля боя. Некоторым это удавалось, а некоторые гибли вместе с ранеными. Поговаривали, что это были бойцы 1924 года рождения, и они были брошены в этот бой «по ошибке», что оставшихся отвели в тыл. Так закончилась еще одна безрезультатная попытка захватить плацдарм у противника на левом берегу Волхова.
В сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь. Население города, войска Ленинградского фронта и силы Краснознаменного Балтийского флота оказались в очень тяжелом положении. Единственным путем для связи с тылом страны оставалось Ладожское озеро и участок его юго-восточного побережья.
…
Особенно эффективными оказались действия нашей авиации по автоколоннам. Штурмовики, а ночью легкие бомбардировщики, действуя группами по 3-4 самолета вынуждали легко одетых немцев покидать машины, разбегаться в стороны и отлеживаться в снегу на морозе в 30 – 35 градусов. По данным разведки, госпитали в Чудово и Любани были заполнены обмороженными немецкими солдатами. В результате пехотная дивизия противника пришла в Тихвин с большим опозданием и сильно поредевшей. Тем не менее тихвинская группировка противника усилилась и теперь состояла из пяти дивизий. Кроме того, немцам удалось в разное время подтянуть к городу два дорожных батальона, транспортный батальон, пехотный полк одной из дивизий, действовавшей в районе реки Волхов, и некоторые другие части.
И вот я опять залип за чтением воспоминаний участника тех событий. 2 часа пролетели незаметно. Пришлось насильно себя отрывать от чтения. Иначе никак…
Ну да вернёмся. Вернёмся к тому что, как я уже писал, музею Дорога Жизни, в этом году была дана фактически вторая жизнь. Облагораживание территории и подготовка к строительству идёт полным ходом. Первый этап будет закончен к 09 мая 2015 года. А новое, современное здание музей получит к 08 сентября 2015 года.
На сегодняшний день в филиале ЦВММ «Дорога жизни» находится 391 музейный предмет:
- Из них моделей кораблей, морских приборов и инструментов — 99 единиц;
- Предметов оружия в экспозиции филиала — 71 единица;
- Оружие представлено пулеметом ДТПК на тумбовой установке с прицелом;
- Картин советских художников, в том числе студии художников-маринистов при ЦВММ — 6 единиц;
- 15 единиц плакатов периода Великой Отечественной войны.
- Знамен, флагов и вымпелов — 17 единиц; (Подлинные флаги кораблей Ладожской военной флотилии — канонерской лодки «Конструктор», флаги кормовые катеров «М0-201», «МО-227», вымпел катера «МО-213», канонерской лодки «Бурея», знамя 14 отдельного рабочего батальона представлены в экспозиции филиала)
- Предметов обмундирования советского ВМФ и трофейных германских — 16 единиц;
- Документов (включая продовольственные карточки жителей блокадного Ленинграда, грамоты Ленгорсовета, удостоверения личности, боевые листки Ладожской военной флотилии, газеты военного времени) — 51 единица;
- Фотографий и фотоальбомов — 2 единицы.
И это не предел. Просто помещение музея больше не позволяет. Ведь помещение музея это 5 маленьких, я бы даже сказал малюсеньких комнатки (зала)
Зал № 1 рассказывает о первых месяцах войны, начале блокады Ленинграда и создании Ладожской военной коммуникации.
Зал № 2 рассказывает о ледовой трассе периода 1941–1942 годов.
Зал № 3 рассказывает о навигации 1942 года и действиях Ладожской военной флотилии.
Зал № 4 повествует о работе ледовой трассы зимой 1942/43 года.
Зал № 5 посвящен окончательному разгрому немецко-финских войск под Ленинградом в 1944 году.
- Нет, музей в Осиновце остается нашим филиалом, – говорит директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай. – Министерство обороны выделило серьезные средства на то, чтобы в кратчайшие сроки провести здесь масштабную реконструкцию. Общая стоимость работ, запланированных до 9 мая, оценивается примерно в 140 миллионов рублей. Мне иногда приходилось слышать: не трогайте ничего, оставьте все, как есть. Но это невозможно: тут все нуждается в обновлении: и ограда, и дорожки, и освещение, и само расположение экспонатов… Я доволен, как быстро и качественно идут работы.
…
- Это качественно новый музей, площадь его будет в два раза больше, чем у нынешнего, – подчеркивает Нехай. – После Дня Победы старое здание разберут, поскольку оно морально и физически устарело. Рядом с новым музеем появится еще один корпус общей площадью до тысячи метров. Там будут конференц-зал, кафе, санитарный комплекс и административные помещения. Оба новых здания возведут очень быстро – к 8 сентября нынешнего года, годовщине начала блокады. Но вот на создание новой экспозиции уйдет гораздо больше времени…
А в прошлом (2014) году дайверы-поисковики на дне Ладоги на глубине 35 метров обнаружили немецкий паром «Зибель», который принимал участие в Великой Отечественной войне.
Появятся на территории музея и новые экспонаты. В первую очередь – немецкий паром.
- Во время подводных поисковых работ мы определили, что в сражении за остров Сухо в октябре 1942 года было уничтожено пять таких паромов, – рассказал Александр Войцеховский. – Несколько лет пытались найти хотя бы один, но безуспешно. И только наткнувшись на воспоминания финского офицера, участника этого боя, удалось определить примерное место. В августе прошлого года нашли паром на глубине 39 метров. По свидетельству водолазов, он в неплохом состоянии, правда, оброс илом, а на палубе сгнили ящики снарядов. По всей видимости, мы нашли тяжелый бронированный «Зибель» – самый мощный из тех, что был в бою. Его вес больше ста тонн. Летом нынешнего года готовимся проводить экспедицию по подъему.
Этот образец военно-морской техники планируют поднять в июне 2015 года.
Поднимать исторический экспонат из воды будут Военно-морской флот и сотрудники Русского географического общества. И сразу же после подъёма он будет разобран и законсервирован. После чего его доставят в реставрационные доки, где он вновь будет собран и подготовлен для посетителей.
Изначально хотели извлечь лишь ряд артефактов, потому что операция подъема парома технически сложная.
Немецкий паром «Зибель» станет одним из экспонатов филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» (Ленинградская область).
Ну и естественно хочется выразить свою благодарность Сообществу Питерских Блогеров (spbblog) и Музею ВМФ за предоставленную возможность всё увидеть своими глазами.
P.S. А я пожалуй всё же пойду дочитаю воспоминания очевидцев тех страшных и теперь уже далёких событий.